Визуальный язык — новое средство общения людей, корпораций, государств

Немного о визуальных образах и убеждающей коммуникации.

Почему бывший госсекретарь США Колин Пауэлл для решающего удара в информационной войне с ООН весной 2003-го года выбрал жанр «мультимедийного доклада»? Космические снимки секретных объектов Ирака, кадры грузовиков, тайно вывозящих некие грузы перед приездом инспекторов ООН, а также эффектные графики и яркие компьютерные модели стремительно разошлись по всем крупнейшим телеканалам мира.

К. Пауэлл обращался c членами мирового сообщества на языке визуальных образов. В нем нет трудных терминов, он почти не нуждается в переводе, он совместим с телевизионным форматом, прост, нагляден и убедителен.

Использование визуальных образов — один из самых мощных приемов убеждающей коммуникации. Важность его использования в последнее время значительно возросла — оттого, что впечатления и ожидания в мире бизнеса все чаще формируют реальность (про это подробнее в статье «ROI презентаций»).

Дети, когда не знают, как что-то объяснить — рисуют. К сожалению, по мере накопления опыта владения словами этот гениальный прием постепенно уходит из нашей практики. Но, возвращаясь, производит необыкновенный эффект.

  1. Высокопоставленный чиновник делал доклад в Государственной думе (это было еще в 90-х). Цель — убедить депутатов в необходимости принятия ряда законов, без которых один важный, уже принятый закон не может нормально работать. Тема сложная и запутанная, и, надо признать, довольно скучная. Обычная презентация к такому докладу — бесконечный набор текстов. Однако решено было обойтись практически без них. Вместо этого был построен красивый дом, где крыша ассоциировалась с уже принятым важным законом (для ясности на ней было написано название закона), фундаментом являлась конституция (это фундамент для любого законотворчества), а колонны, поддерживающие крышу — уже принятые законы по теме. Развернув домик в профиль, докладчик показал, что нескольких колонн не хватает, а значит — крыша держится неустойчиво ! Далее следовали разъяснения и уточнения, но основная мысль доклада, изложенная в виде визуального образа — осталась в памяти. Докладчик продемонстрировал свой искренний интерес к вопросу, желание объяснить, уважение к аудитории. Аудитория, в свою очередь, не спала, с интересом следила за докладом, и, в итоге, приняла нужные законы в первом чтении.

    1224.jpg


  2. CIO крупной Компании представлял концепцию развития информационных технологий в Компании. Проблема заключалась в крайней неравномерности развития IT-технологий по подразделениям. CIO предложил изобразить IT-поддержку в виде колеса, в котором спицы представляли собой различные пордазделения компании (HR, Marketing, Production, Finance, etc). Длина спиц соответствовала уровню развития ифнотехнологий в каждом направлении (уровень этот измерялся в баллах от 0 до 9). Тезис заключался в том, что необходимо равномерное внедрение технологий в каждой области, для того, чтобы подразделения успешно взаимодействовали и обменивались информацией. Не так важен сам уровень развития (длина спиц), как равномерность (чтобы спицы были одинаковой длины). Иначе колесо просто не покатится, или покатится так, как никому не понравится. Так CIO наглядно изложил свой тезис (который, будьте уверены, запомнился всем надолго), а затем перешел к фактам и деталям. Его концепция была принята советом директоров единогласно. 

    1225.jpg


  3. В другой крупной Компании выяснилось, что несогласованные заявления различных руководителей и подразделений наносят урон стоимости акций, так как часто выглядят противоречивыми (иногда просто из-за разных формулировок, хотя на самом деле речь шла об одном и том же). Все эти проблемы приходилось искоренять PR-службе. И вот PR-служба решила объединить под своим крылом всю информационную активность компании. Возник вопрос, как лучше всего представить совету директоров эту идею. Решение было найдено в виде визуального образа. Компания была представлена в виде кружочка, выпускающего во все стороны шарики — информационные сообщения. Шарики летели, ударялись о стенки кадра, и в итоге ударяли в кривую курса акций. Предсказать заранее, как именно повлияет очередной шарик на кривую было очень трудно — они то поднимали, то опускали ее. Кадр был назван «броуновское движение информации», и демонстрировал существующее положение дел. Затем компания начинала испускать информационные шарики строго в одном направлении, и они всегда ударяли кривую акций снизу, подталкивая ее верх. Даже если случалось какое-то внешнее негативное событие, продавливавшее график — всегда можно было быстро выпустить 3-4 шарика и несколько исправить положение дел. Вот, собственно, и вся суть. Осталось только рассказать о том, что нужно сделать, чтобы новая схема заработала.

    1226.jpg


Все три задачи увенчались успехом. И это доказывает, сколь эффективным может быть визуальный язык.

Представитель Йельской школы убеждающей коммуникации Карл Ховланд еще в 40-х годах выделил три этапа убеждения: Внимание, Понимание, Принятие.

Визуальный образ однозначно привлекает Внимание, очень прост для Понимания, а значит — остается совсем немного до завершения триады — ваша сильная аргументация обеспечит Принятие. Если все сделано к тому же качественно и красиво (тут надо не пожалеть средств на оформление и технологию) — то задача убеждения будет решена.⁠


Другие
посты