Как нащупать проблему для выступления?

Несоответствие проблемы интересам аудитории — недостаток хороших выступлений. Главная ошибка плохих — отсутствие проблемы вовсе.

Вы уже знаете, что выступление должно начинаться с хорошей проблемы. Но что такое хорошая проблема?

Во-первых, проблема должна быть близка (релевантна) аудитории. Например, мы призываем курильщиков бросить курить. Логично было бы рассказать им о проблемах, которые вызывает курение. Однако, скорее всего, все курящие люди уже неоднократно об этом слышали. Зная обо всем этом, они хотят бросить, но продолжают курить — вот истинная проблема курильщиков. Релевантная проблема захватывает внимание куда сильнее.

Во-вторых, проблема должна быть важной. К примеру, иметь отношение к одному из «семи страхов», которые описал в книге Story («История на миллион долларов») Роберт Макки:

  • Унижение (потеря самоуважения)
  • Профессиональный провал
  • Физический вред
  • Смерть
  • Угроза семье
  • Угроза популяции (группе людей)
  • Угроза человечеству

В-третьих, проблема должна быть четко и понятно сформулирована, в виде короткого предложения. Самая известная речь Стива Джобса («Стэнфордская») состоит из трех историй, каждая из которых начинается с проблемы: 1. «Почему я бросил учебу?». 2. «В 30 лет я был уволен. Публично». 3. «Около года назад мне поставили диагноз: рак».

В-четвертых, проблема должна быть обозначена в самом начале выступления. Чем раньше, тем лучше. Педагоги сценарного мастерства сходятся на том, что завязка (появление проблемы у героя) должна произойти в пределах первых пяти процентов хронометража — в первые шесть минут двухчасового фильма, иначе зритель начинает скучать.

В публичном выступлении точно так же — чем скорее спикер перейдет к проблеме, тем лучше. Ради проблемы можно пожертвовать традиционными «для меня большая честь…», «несколькими словами о моей компании».

И, наконец, в-пятых, проблеме требуется конкретное, яркое, содержательное наполнение — история, факт, статистика.  Многие великие выступления начинаются с даты события или исследования, формирующего проблему. Делая такой заход, вы с первых слов захватываете конкретикой внимание аудитории.

Подробнее на сайте HBR-Russia! 

Другие
посты

Array ( [ID] => 219 [TIMESTAMP_X] => 15.04.2018 23:33:27 [TIMESTAMP_X_UNIX] => 1523824407 [MODIFIED_BY] => 2 [DATE_CREATE] => 11.02.2018 16:32:16 [DATE_CREATE_UNIX] => 1518355936 [CREATED_BY] => 2 [IBLOCK_ID] => 7 [IBLOCK_SECTION_ID] => 54 [ACTIVE] => Y [ACTIVE_FROM] => 27.06.2016 [ACTIVE_TO] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 27.06.2016 [DATE_ACTIVE_TO] => [SORT] => 500 [NAME] => Как нащупать проблему для выступления? [PREVIEW_PICTURE] => [PREVIEW_TEXT] => Несоответствие проблемы интересам аудитории — недостаток хороших выступлений. Главная ошибка плохих — отсутствие проблемы вовсе. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [DETAIL_TEXT] => Несоответствие проблемы интересам аудитории — недостаток хороших выступлений. Главная ошибка плохих — отсутствие проблемы вовсе.

Вы уже знаете, что выступление должно начинаться с хорошей проблемы. Но что такое хорошая проблема?

Во-первых, проблема должна быть близка (релевантна) аудитории. Например, мы призываем курильщиков бросить курить. Логично было бы рассказать им о проблемах, которые вызывает курение. Однако, скорее всего, все курящие люди уже неоднократно об этом слышали. Зная обо всем этом, они хотят бросить, но продолжают курить — вот истинная проблема курильщиков. Релевантная проблема захватывает внимание куда сильнее.

Во-вторых, проблема должна быть важной. К примеру, иметь отношение к одному из «семи страхов», которые описал в книге Story («История на миллион долларов») Роберт Макки:

В-третьих, проблема должна быть четко и понятно сформулирована, в виде короткого предложения. Самая известная речь Стива Джобса («Стэнфордская») состоит из трех историй, каждая из которых начинается с проблемы: 1. «Почему я бросил учебу?». 2. «В 30 лет я был уволен. Публично». 3. «Около года назад мне поставили диагноз: рак».

В-четвертых, проблема должна быть обозначена в самом начале выступления. Чем раньше, тем лучше. Педагоги сценарного мастерства сходятся на том, что завязка (появление проблемы у героя) должна произойти в пределах первых пяти процентов хронометража — в первые шесть минут двухчасового фильма, иначе зритель начинает скучать.

В публичном выступлении точно так же — чем скорее спикер перейдет к проблеме, тем лучше. Ради проблемы можно пожертвовать традиционными «для меня большая честь…», «несколькими словами о моей компании».

И, наконец, в-пятых, проблеме требуется конкретное, яркое, содержательное наполнение — история, факт, статистика.  Многие великие выступления начинаются с даты события или исследования, формирующего проблему. Делая такой заход, вы с первых слов захватываете конкретикой внимание аудитории.

Подробнее на сайте HBR-Russia! 

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [SEARCHABLE_CONTENT] => КАК НАЩУПАТЬ ПРОБЛЕМУ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ? НЕСООТВЕТСТВИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРЕСАМ АУДИТОРИИ — НЕДОСТАТОК ХОРОШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. ГЛАВНАЯ ОШИБКА ПЛОХИХ — ОТСУТСТВИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОВСЕ. НЕСООТВЕТСТВИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРЕСАМ АУДИТОРИИ — НЕДОСТАТОК ХОРОШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. ГЛАВНАЯ ОШИБКА ПЛОХИХ — ОТСУТСТВИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОВСЕ. ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО ВЫСТУПЛЕНИЕ ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ С ХОРОШЕЙ ПРОБЛЕМЫ. НО ЧТО ТАКОЕ ХОРОШАЯ ПРОБЛЕМА? ВО-ПЕРВЫХ, ПРОБЛЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ БЛИЗКА (РЕЛЕВАНТНА) АУДИТОРИИ. НАПРИМЕР, МЫ ПРИЗЫВАЕМ КУРИЛЬЩИКОВ БРОСИТЬ КУРИТЬ. ЛОГИЧНО БЫЛО БЫ РАССКАЗАТЬ ИМ О ПРОБЛЕМАХ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЕТ КУРЕНИЕ. ОДНАКО, СКОРЕЕ ВСЕГО, ВСЕ КУРЯЩИЕ ЛЮДИ УЖЕ НЕОДНОКРАТНО ОБ ЭТОМ СЛЫШАЛИ. ЗНАЯ ОБО ВСЕМ ЭТОМ, ОНИ ХОТЯТ БРОСИТЬ, НО ПРОДОЛЖАЮТ КУРИТЬ — ВОТ ИСТИННАЯ ПРОБЛЕМА КУРИЛЬЩИКОВ. РЕЛЕВАНТНАЯ ПРОБЛЕМА ЗАХВАТЫВАЕТ ВНИМАНИЕ КУДА СИЛЬНЕЕ. ВО-ВТОРЫХ, ПРОБЛЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ВАЖНОЙ. К ПРИМЕРУ, ИМЕТЬ ОТНОШЕНИЕ К ОДНОМУ ИЗ «СЕМИ СТРАХОВ», КОТОРЫЕ ОПИСАЛ В КНИГЕ STORY («ИСТОРИЯ НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ») РОБЕРТ МАККИ: - УНИЖЕНИЕ (ПОТЕРЯ САМОУВАЖЕНИЯ) - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОВАЛ - ФИЗИЧЕСКИЙ ВРЕД - СМЕРТЬ - УГРОЗА СЕМЬЕ - УГРОЗА ПОПУЛЯЦИИ (ГРУППЕ ЛЮДЕЙ) - УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ В-ТРЕТЬИХ, ПРОБЛЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ЧЕТКО И ПОНЯТНО СФОРМУЛИРОВАНА, В ВИДЕ КОРОТКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ РЕЧЬ СТИВА ДЖОБСА («СТЭНФОРДСКАЯ») СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ИСТОРИЙ, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБЛЕМЫ: 1. «ПОЧЕМУ Я БРОСИЛ УЧЕБУ?». 2. «В 30 ЛЕТ Я БЫЛ УВОЛЕН. ПУБЛИЧНО». 3. «ОКОЛО ГОДА НАЗАД МНЕ ПОСТАВИЛИ ДИАГНОЗ: РАК». В-ЧЕТВЕРТЫХ, ПРОБЛЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ОБОЗНАЧЕНА В САМОМ НАЧАЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ. ПЕДАГОГИ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА СХОДЯТСЯ НА ТОМ, ЧТО ЗАВЯЗКА (ПОЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ У ГЕРОЯ) ДОЛЖНА ПРОИЗОЙТИ В ПРЕДЕЛАХ ПЕРВЫХ ПЯТИ ПРОЦЕНТОВ ХРОНОМЕТРАЖА — В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ МИНУТ ДВУХЧАСОВОГО ФИЛЬМА, ИНАЧЕ ЗРИТЕЛЬ НАЧИНАЕТ СКУЧАТЬ. В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ ТОЧНО ТАК ЖЕ — ЧЕМ СКОРЕЕ СПИКЕР ПЕРЕЙДЕТ К ПРОБЛЕМЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ. РАДИ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО ПОЖЕРТВОВАТЬ ТРАДИЦИОННЫМИ «ДЛЯ МЕНЯ БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ…», «НЕСКОЛЬКИМИ СЛОВАМИ О МОЕЙ КОМПАНИИ». И, НАКОНЕЦ, В-ПЯТЫХ, ПРОБЛЕМЕ ТРЕБУЕТСЯ КОНКРЕТНОЕ, ЯРКОЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ — ИСТОРИЯ, ФАКТ, СТАТИСТИКА.  МНОГИЕ ВЕЛИКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ НАЧИНАЮТСЯ С ДАТЫ СОБЫТИЯ ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ФОРМИРУЮЩЕГО ПРОБЛЕМУ. ДЕЛАЯ ТАКОЙ ЗАХОД, ВЫ С ПЕРВЫХ СЛОВ ЗАХВАТЫВАЕТЕ КОНКРЕТИКОЙ ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ. ПОДРОБНЕЕ НА САЙТЕ HBR-RUSSIA!  [ HTTP://HBR-RUSSIA.RU/LICHNAYA-EFFEKTIVNOST/NAVYKI/P17805/ ] [WF_STATUS_ID] => 1 [WF_PARENT_ELEMENT_ID] => [WF_LAST_HISTORY_ID] => [WF_NEW] => [LOCK_STATUS] => green [WF_LOCKED_BY] => [WF_DATE_LOCK] => [WF_COMMENTS] => [IN_SECTIONS] => Y [SHOW_COUNTER] => 5202 [SHOW_COUNTER_START] => 11.02.2018 16:32:20 [SHOW_COUNTER_START_X] => 2018-02-11 16:32:20 [CODE] => problema-vystupleniya [TAGS] => [XML_ID] => 219 [EXTERNAL_ID] => 219 [TMP_ID] => 0 [USER_NAME] => (mercator) [LOCKED_USER_NAME] => [CREATED_USER_NAME] => (mercator) [LANG_DIR] => / [LID] => s1 [IBLOCK_TYPE_ID] => periodics [IBLOCK_CODE] => blog [IBLOCK_NAME] => Блог [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/blog/#ELEMENT_CODE#_#ELEMENT_ID#/ [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/blog/ [CANONICAL_PAGE_URL] => [CREATED_DATE] => 2018.02.11 [BP_PUBLISHED] => Y )