Как выступать перед камерой и быть собой

Итак, в предыдущих частях мы уже обсудили вопросы, связанные с длительностью видеороликов, их визуальным наполнением, драматургией и аргументацией. Пришло время поговорить о том, как добиться живого и естественного поведения спикера в кадре.

Конечно, нам хотелось бы, чтобы спикеры выглядели обаятельными, увлеченными — такими, как в жизни. Но съемка на камеру (в нашем случае даже на четыре) — это стресс, ответственность, «все увидят». Надо казаться умным, солидным. Да еще желательно не забыть текст. Все это ведет к неестественности. Как быть? Мы использовали три приема. Первый — работа без суфлера. Второй — система Станиславского для оратора. Третий — псевдоинтервью.

1. Работа без суфлера

Мало людей, даже профессиональных дикторов, умеют так читать суфлер (устройство, которое показывает текст на фоне камеры), чтобы возникало ощущение живого рассказа. Да и написать текст таким образом, чтобы он звучал как живой, разговорный, очень сложно: не случайно диалоги для сериалов создают отдельные авторы, которые долго учатся этому мастерству.

Мы решили отказаться от суфлера. Но наши ролики длинные, а 15 минут — это четыре-пять страниц текста. Учить все наизусть? На это требуется много времени, а оно у руководителей стоит очень дорого. Поэтому мы взяли на вооружение еще три приема.

Во-первых, мы старались, чтобы текст был как можно более структурным. Да, запомнить все сложно — но и не нужно. Следует выучить только структуру и дальше развивать ее примерами, цифрами и историями. У нас структура в общем виде выглядела так.

Завязка, то есть история о том, как мы столкнулись с проблемой, и, возможно, доказательство того, что это не уникальный случай.

Шаги, которые надо сделать, чтобы преодолеть проблему.

Финал, то есть завершение истории, в котором описано успешное решение проблемы.

Фактически спикеру надо было запомнить лишь «шаги» — а уж истории, пережитые им лично, он мог рассказать без всякого суфлера. Четкая структура в голове — и человек уже не собьется с пути. Конечно, в реальности структура могла выглядеть проще или сложнее, но в любом случае она представляла собой «карту» рассказа.

Метафорически это можно объяснить так: представьте себе, что вам надо рассказать о своей квартире. Вы помните число комнат и знаете, что в каждой из них вам надо описать один-два предмета. Дальше остается только «переходить» из комнаты в комнату. Заблудиться очень трудно — если только вы не живете в огромном замке, но ведь и замок можно поделить на удобные для осмотра зоны.

Полная версия статьи на Harvard Business Review>>

Другие
посты

Array ( [ID] => 2241 [TIMESTAMP_X] => 05.08.2023 01:22:18 [TIMESTAMP_X_UNIX] => 1691187738 [MODIFIED_BY] => 42 [DATE_CREATE] => 02.09.2020 11:17:35 [DATE_CREATE_UNIX] => 1599034655 [CREATED_BY] => 3 [IBLOCK_ID] => 7 [IBLOCK_SECTION_ID] => 53 [ACTIVE] => Y [ACTIVE_FROM] => 02.09.2020 11:18:00 [ACTIVE_TO] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 02.09.2020 11:18:00 [DATE_ACTIVE_TO] => [SORT] => 500 [NAME] => Как выступать перед камерой и быть собой [PREVIEW_PICTURE] => 7380 [PREVIEW_TEXT] => Публикация продолжает цикл о правилах создания обучающих видео. Материалы написаны совместно с Натальей Журавлевой (Сбербанк) по результатам создания образовательного видеосериала «HR4HR». [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [DETAIL_TEXT] => Итак, в предыдущих частях мы уже обсудили вопросы, связанные с длительностью видеороликов, их визуальным наполнением, драматургией и аргументацией. Пришло время поговорить о том, как добиться живого и естественного поведения спикера в кадре.

Конечно, нам хотелось бы, чтобы спикеры выглядели обаятельными, увлеченными — такими, как в жизни. Но съемка на камеру (в нашем случае даже на четыре) — это стресс, ответственность, «все увидят». Надо казаться умным, солидным. Да еще желательно не забыть текст. Все это ведет к неестественности. Как быть? Мы использовали три приема. Первый — работа без суфлера. Второй — система Станиславского для оратора. Третий — псевдоинтервью.

1. Работа без суфлера

Мало людей, даже профессиональных дикторов, умеют так читать суфлер (устройство, которое показывает текст на фоне камеры), чтобы возникало ощущение живого рассказа. Да и написать текст таким образом, чтобы он звучал как живой, разговорный, очень сложно: не случайно диалоги для сериалов создают отдельные авторы, которые долго учатся этому мастерству.

Мы решили отказаться от суфлера. Но наши ролики длинные, а 15 минут — это четыре-пять страниц текста. Учить все наизусть? На это требуется много времени, а оно у руководителей стоит очень дорого. Поэтому мы взяли на вооружение еще три приема.

Во-первых, мы старались, чтобы текст был как можно более структурным. Да, запомнить все сложно — но и не нужно. Следует выучить только структуру и дальше развивать ее примерами, цифрами и историями. У нас структура в общем виде выглядела так.

Завязка, то есть история о том, как мы столкнулись с проблемой, и, возможно, доказательство того, что это не уникальный случай.

Шаги, которые надо сделать, чтобы преодолеть проблему.

Финал, то есть завершение истории, в котором описано успешное решение проблемы.

Фактически спикеру надо было запомнить лишь «шаги» — а уж истории, пережитые им лично, он мог рассказать без всякого суфлера. Четкая структура в голове — и человек уже не собьется с пути. Конечно, в реальности структура могла выглядеть проще или сложнее, но в любом случае она представляла собой «карту» рассказа.

Метафорически это можно объяснить так: представьте себе, что вам надо рассказать о своей квартире. Вы помните число комнат и знаете, что в каждой из них вам надо описать один-два предмета. Дальше остается только «переходить» из комнаты в комнату. Заблудиться очень трудно — если только вы не живете в огромном замке, но ведь и замок можно поделить на удобные для осмотра зоны.

Полная версия статьи на Harvard Business Review>>
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [SEARCHABLE_CONTENT] => КАК ВЫСТУПАТЬ ПЕРЕД КАМЕРОЙ И БЫТЬ СОБОЙ ПУБЛИКАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ЦИКЛ О ПРАВИЛАХ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ВИДЕО. МАТЕРИАЛЫ НАПИСАНЫ СОВМЕСТНО С НАТАЛЬЕЙ ЖУРАВЛЕВОЙ (СБЕРБАНК) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДЕОСЕРИАЛА «HR4HR». ИТАК, В ПРЕДЫДУЩИХ ЧАСТЯХ МЫ УЖЕ ОБСУДИЛИ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ВИДЕОРОЛИКОВ, ИХ ВИЗУАЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ, ДРАМАТУРГИЕЙ И АРГУМЕНТАЦИЕЙ. ПРИШЛО ВРЕМЯ ПОГОВОРИТЬ О ТОМ, КАК ДОБИТЬСЯ ЖИВОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СПИКЕРА В КАДРЕ. КОНЕЧНО, НАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ СПИКЕРЫ ВЫГЛЯДЕЛИ ОБАЯТЕЛЬНЫМИ, УВЛЕЧЕННЫМИ — ТАКИМИ, КАК В ЖИЗНИ. НО СЪЕМКА НА КАМЕРУ (В НАШЕМ СЛУЧАЕ ДАЖЕ НА ЧЕТЫРЕ) — ЭТО СТРЕСС, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, «ВСЕ УВИДЯТ». НАДО КАЗАТЬСЯ УМНЫМ, СОЛИДНЫМ. ДА ЕЩЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО НЕ ЗАБЫТЬ ТЕКСТ. ВСЕ ЭТО ВЕДЕТ К НЕЕСТЕСТВЕННОСТИ. КАК БЫТЬ? МЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ТРИ ПРИЕМА. ПЕРВЫЙ — РАБОТА БЕЗ СУФЛЕРА. ВТОРОЙ — СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО ДЛЯ ОРАТОРА. ТРЕТИЙ — ПСЕВДОИНТЕРВЬЮ. 1. РАБОТА БЕЗ СУФЛЕРА МАЛО ЛЮДЕЙ, ДАЖЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИКТОРОВ, УМЕЮТ ТАК ЧИТАТЬ СУФЛЕР (УСТРОЙСТВО, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЕТ ТЕКСТ НА ФОНЕ КАМЕРЫ), ЧТОБЫ ВОЗНИКАЛО ОЩУЩЕНИЕ ЖИВОГО РАССКАЗА. ДА И НАПИСАТЬ ТЕКСТ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ОН ЗВУЧАЛ КАК ЖИВОЙ, РАЗГОВОРНЫЙ, ОЧЕНЬ СЛОЖНО: НЕ СЛУЧАЙНО ДИАЛОГИ ДЛЯ СЕРИАЛОВ СОЗДАЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ АВТОРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛГО УЧАТСЯ ЭТОМУ МАСТЕРСТВУ. МЫ РЕШИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СУФЛЕРА. НО НАШИ РОЛИКИ ДЛИННЫЕ, А 15 МИНУТ — ЭТО ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ СТРАНИЦ ТЕКСТА. УЧИТЬ ВСЕ НАИЗУСТЬ? НА ЭТО ТРЕБУЕТСЯ МНОГО ВРЕМЕНИ, А ОНО У РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТОИТ ОЧЕНЬ ДОРОГО. ПОЭТОМУ МЫ ВЗЯЛИ НА ВООРУЖЕНИЕ ЕЩЕ ТРИ ПРИЕМА. ВО-ПЕРВЫХ, МЫ СТАРАЛИСЬ, ЧТОБЫ ТЕКСТ БЫЛ КАК МОЖНО БОЛЕЕ СТРУКТУРНЫМ. ДА, ЗАПОМНИТЬ ВСЕ СЛОЖНО — НО И НЕ НУЖНО. СЛЕДУЕТ ВЫУЧИТЬ ТОЛЬКО СТРУКТУРУ И ДАЛЬШЕ РАЗВИВАТЬ ЕЕ ПРИМЕРАМИ, ЦИФРАМИ И ИСТОРИЯМИ. У НАС СТРУКТУРА В ОБЩЕМ ВИДЕ ВЫГЛЯДЕЛА ТАК. ЗАВЯЗКА, ТО ЕСТЬ ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ПРОБЛЕМОЙ, И, ВОЗМОЖНО, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ЭТО НЕ УНИКАЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ. ШАГИ, КОТОРЫЕ НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОБЛЕМУ. ФИНАЛ, ТО ЕСТЬ ЗАВЕРШЕНИЕ ИСТОРИИ, В КОТОРОМ ОПИСАНО УСПЕШНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ФАКТИЧЕСКИ СПИКЕРУ НАДО БЫЛО ЗАПОМНИТЬ ЛИШЬ «ШАГИ» — А УЖ ИСТОРИИ, ПЕРЕЖИТЫЕ ИМ ЛИЧНО, ОН МОГ РАССКАЗАТЬ БЕЗ ВСЯКОГО СУФЛЕРА. ЧЕТКАЯ СТРУКТУРА В ГОЛОВЕ — И ЧЕЛОВЕК УЖЕ НЕ СОБЬЕТСЯ С ПУТИ. КОНЕЧНО, В РЕАЛЬНОСТИ СТРУКТУРА МОГЛА ВЫГЛЯДЕТЬ ПРОЩЕ ИЛИ СЛОЖНЕЕ, НО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОНА ПРЕДСТАВЛЯЛА СОБОЙ «КАРТУ» РАССКАЗА. МЕТАФОРИЧЕСКИ ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТАК: ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ВАМ НАДО РАССКАЗАТЬ О СВОЕЙ КВАРТИРЕ. ВЫ ПОМНИТЕ ЧИСЛО КОМНАТ И ЗНАЕТЕ, ЧТО В КАЖДОЙ ИЗ НИХ ВАМ НАДО ОПИСАТЬ ОДИН-ДВА ПРЕДМЕТА. ДАЛЬШЕ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО «ПЕРЕХОДИТЬ» ИЗ КОМНАТЫ В КОМНАТУ. ЗАБЛУДИТЬСЯ ОЧЕНЬ ТРУДНО — ЕСЛИ ТОЛЬКО ВЫ НЕ ЖИВЕТЕ В ОГРОМНОМ ЗАМКЕ, НО ВЕДЬ И ЗАМОК МОЖНО ПОДЕЛИТЬ НА УДОБНЫЕ ДЛЯ ОСМОТРА ЗОНЫ. ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ НА HARVARD BUSINESS REVIEW>> [ HTTP://HBR-RUSSIA.RU/KARERA/KOMMUNIKATSII/837276 ] [WF_STATUS_ID] => 1 [WF_PARENT_ELEMENT_ID] => [WF_LAST_HISTORY_ID] => [WF_NEW] => [LOCK_STATUS] => green [WF_LOCKED_BY] => [WF_DATE_LOCK] => [WF_COMMENTS] => [IN_SECTIONS] => Y [SHOW_COUNTER] => 4117 [SHOW_COUNTER_START] => 02.09.2020 11:19:39 [SHOW_COUNTER_START_X] => 2020-09-02 11:19:39 [CODE] => kak-vystupat-pered-kameroy-i-byt-soboy [TAGS] => [XML_ID] => 2241 [EXTERNAL_ID] => 2241 [TMP_ID] => 0 [USER_NAME] => (site_ext@mercator.ru) Внешний Консультант [LOCKED_USER_NAME] => [CREATED_USER_NAME] => (editor) Татьяна Алдошина [LANG_DIR] => / [LID] => s1 [IBLOCK_TYPE_ID] => periodics [IBLOCK_CODE] => blog [IBLOCK_NAME] => Блог [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/blog/#ELEMENT_CODE#_#ELEMENT_ID#/ [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/blog/ [CANONICAL_PAGE_URL] => [CREATED_DATE] => 2020.09.02 [BP_PUBLISHED] => Y )