«Уточки» бизнес-презентаций

Бессмысленные аллегории — враги хорошей презентации.

Случалось ли вам видеть в информационном телесюжете уточек, неторопливо плывущих по водной глади? И длится это с полминуты, что по законам жанра — бесконечно долго. В 99-ти случаях из ста это означает, что автору сюжета нечего сказать по делу. Автор увлечен красотой.

Теперь возьмем реально существующий мультимедийный годовой отчет. Играет симфоническая музыка, и мы слышим закадровый текст о том, что слаженная работа — основа успеха симфонического оркестра. Она же — основа успеха современной компании. Это вступление. Оно длится около минуты и несет «имиджевую составляющую». Авторы довольны. В самом деле, как хорошо, когда компания похожа на слаженный оркестр — и в тромбон кто надо вовремя подудит, и в литавры ударит.

Но кто из зрителей на самом деле поверит, что звучащая за кадром симфоническая музыка и слова диктора и в самом деле доказывают (ну или хотя бы демонстрируют), что компания работает как слаженный механизм? Никто.

Какой в этом сравнении смысл? Никакого. Зачем тогда оно? Для красоты. Как те самые уточки в информационном сюжете. Для красоты и самолюбования.

Что же делать? Куда деваться креативу? А вот куда.

Креативу надо просто перейти на сторону потребителя информации. И делать ему, потребителю — интересно, понятно и увлекательно.

Положительный пример

Допустим, компания-заказчик работает по схеме «hub and spoke» («ось и спицы», где «оси» представляют центры дистрибуции, а «спицы» каналы доставок потребителям). Мы уверены, что потребителю информации важно это запомнить. Тогда покажите ему древнейшее из известных на Земле колесо (это ведь само по себе интересно), и скажите, что вы колеса не изобретаете, а лишь используете изобретение, которому около 6000 лет. А после компьютерной графикой нужно показать уже реальную географию каналов дистрибуции.

Образ (реликтовое колесо) упомянут к месту? — Да.

Он раскрывает суть информации? — Да.

Интересно вышло? — Да.

Коротко? — Да.

Запомнит ли зритель то, что мы хотели ему сказать? — Конечно.

Эти пять вопросов необходимо использовать всякий раз, когда креатив бьет ключом. Необходимо выяснить, идут ли аллегории на пользу зрителю или они лишь для удовольствия автора.

… Вновь телевизионные новости, идет сюжет о том, что весна наступила, и прилетели утки. В кадре — герои повествования. Зададим применительно к сюжету наши пять вопросов. Все ответы — положительные. Значит, мы попали на один случай из ста.

1425.jpg

Группа археологов обнаружила в Словении самое древнее колесо.

По предположениям экспертов, колесу, которое было найдено в ходе раскопок, может быть от 5100 до 5350 лет. Таким образом, оно по меньшей мере на 100 лет старше, чем предыдущие древнейшие колеса, обнаруженные в Швейцарии и в Германии.
Колесо сделано из древесины ясеня и дуба, радиус его составляет 70 сантиметров, а толщина — 5 сантиметров. 
Оно было найдено погребенным под древним поселением неподалёку от столицы Словении Любляны.

«Колесо является удивительно технологически передовым для своего времени, - говорит словенский археолог Антон Велучек, сотрудник Археологического института Словенской Академии наук и искусств. — Оно значительно более передовое, чем более поздние модели, найденные в Швейцарии и Германии».

Источник: ananova.com




Послесловие

А ведь оркестр тоже можно использовать на пользу. Симфонический оркестр — пример почти военного подчинения, жестко прописанных инструкций, и, кстати, весьма затрудненного карьерного роста. Об этом интересно рассказывать и интересно слушать. Ваша компания взяла на вооружение симфоническую модель управления? Отлично, опишите, как живет оркестр и скажите, что у вас в компании все точно так же.

А вот в джазовом оркестре — наоборот, свобода, здесь в почете импровизация, и на дирижера даже не особо смотрят (он и называется иначе — не дирижер, а руководитель, или лидер). Вот пример для иной управленческой модели.

Аллегория — вещь хорошая, когда она раскрывает суть дела.

Другие
посты

Array ( [ID] => 263 [TIMESTAMP_X] => 15.04.2018 23:17:45 [TIMESTAMP_X_UNIX] => 1523823465 [MODIFIED_BY] => 2 [DATE_CREATE] => 11.02.2018 19:58:35 [DATE_CREATE_UNIX] => 1518368315 [CREATED_BY] => 2 [IBLOCK_ID] => 7 [IBLOCK_SECTION_ID] => 57 [ACTIVE] => Y [ACTIVE_FROM] => 06.04.2005 [ACTIVE_TO] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 06.04.2005 [DATE_ACTIVE_TO] => [SORT] => 500 [NAME] => «Уточки» бизнес-презентаций [PREVIEW_PICTURE] => 3524 [PREVIEW_TEXT] => Бессмысленные аллегории — враги хорошей презентации. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [DETAIL_TEXT] =>
Бессмысленные аллегории — враги хорошей презентации.

Случалось ли вам видеть в информационном телесюжете уточек, неторопливо плывущих по водной глади? И длится это с полминуты, что по законам жанра — бесконечно долго. В 99-ти случаях из ста это означает, что автору сюжета нечего сказать по делу. Автор увлечен красотой.

Теперь возьмем реально существующий мультимедийный годовой отчет. Играет симфоническая музыка, и мы слышим закадровый текст о том, что слаженная работа — основа успеха симфонического оркестра. Она же — основа успеха современной компании. Это вступление. Оно длится около минуты и несет «имиджевую составляющую». Авторы довольны. В самом деле, как хорошо, когда компания похожа на слаженный оркестр — и в тромбон кто надо вовремя подудит, и в литавры ударит.

Но кто из зрителей на самом деле поверит, что звучащая за кадром симфоническая музыка и слова диктора и в самом деле доказывают (ну или хотя бы демонстрируют), что компания работает как слаженный механизм? Никто.

Какой в этом сравнении смысл? Никакого. Зачем тогда оно? Для красоты. Как те самые уточки в информационном сюжете. Для красоты и самолюбования.

Что же делать? Куда деваться креативу? А вот куда.

Креативу надо просто перейти на сторону потребителя информации. И делать ему, потребителю — интересно, понятно и увлекательно.

Положительный пример

Допустим, компания-заказчик работает по схеме «hub and spoke» («ось и спицы», где «оси» представляют центры дистрибуции, а «спицы» каналы доставок потребителям). Мы уверены, что потребителю информации важно это запомнить. Тогда покажите ему древнейшее из известных на Земле колесо (это ведь само по себе интересно), и скажите, что вы колеса не изобретаете, а лишь используете изобретение, которому около 6000 лет. А после компьютерной графикой нужно показать уже реальную географию каналов дистрибуции.

Образ (реликтовое колесо) упомянут к месту? — Да.

Он раскрывает суть информации? — Да.

Интересно вышло? — Да.

Коротко? — Да.

Запомнит ли зритель то, что мы хотели ему сказать? — Конечно.

Эти пять вопросов необходимо использовать всякий раз, когда креатив бьет ключом. Необходимо выяснить, идут ли аллегории на пользу зрителю или они лишь для удовольствия автора.

… Вновь телевизионные новости, идет сюжет о том, что весна наступила, и прилетели утки. В кадре — герои повествования. Зададим применительно к сюжету наши пять вопросов. Все ответы — положительные. Значит, мы попали на один случай из ста.

1425.jpg

Группа археологов обнаружила в Словении самое древнее колесо.

По предположениям экспертов, колесу, которое было найдено в ходе раскопок, может быть от 5100 до 5350 лет. Таким образом, оно по меньшей мере на 100 лет старше, чем предыдущие древнейшие колеса, обнаруженные в Швейцарии и в Германии.
Колесо сделано из древесины ясеня и дуба, радиус его составляет 70 сантиметров, а толщина — 5 сантиметров. 
Оно было найдено погребенным под древним поселением неподалёку от столицы Словении Любляны.

«Колесо является удивительно технологически передовым для своего времени, - говорит словенский археолог Антон Велучек, сотрудник Археологического института Словенской Академии наук и искусств. — Оно значительно более передовое, чем более поздние модели, найденные в Швейцарии и Германии».

Источник: ananova.com




Послесловие

А ведь оркестр тоже можно использовать на пользу. Симфонический оркестр — пример почти военного подчинения, жестко прописанных инструкций, и, кстати, весьма затрудненного карьерного роста. Об этом интересно рассказывать и интересно слушать. Ваша компания взяла на вооружение симфоническую модель управления? Отлично, опишите, как живет оркестр и скажите, что у вас в компании все точно так же.

А вот в джазовом оркестре — наоборот, свобода, здесь в почете импровизация, и на дирижера даже не особо смотрят (он и называется иначе — не дирижер, а руководитель, или лидер). Вот пример для иной управленческой модели.

Аллегория — вещь хорошая, когда она раскрывает суть дела.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [SEARCHABLE_CONTENT] => «УТОЧКИ» БИЗНЕС-ПРЕЗЕНТАЦИЙ БЕССМЫСЛЕННЫЕ АЛЛЕГОРИИ — ВРАГИ ХОРОШЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ. БЕССМЫСЛЕННЫЕ АЛЛЕГОРИИ — ВРАГИ ХОРОШЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ. СЛУЧАЛОСЬ ЛИ ВАМ ВИДЕТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ТЕЛЕСЮЖЕТЕ УТОЧЕК, НЕТОРОПЛИВО ПЛЫВУЩИХ ПО ВОДНОЙ ГЛАДИ? И ДЛИТСЯ ЭТО С ПОЛМИНУТЫ, ЧТО ПО ЗАКОНАМ ЖАНРА — БЕСКОНЕЧНО ДОЛГО. В 99-ТИ СЛУЧАЯХ ИЗ СТА ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО АВТОРУ СЮЖЕТА НЕЧЕГО СКАЗАТЬ ПО ДЕЛУ. АВТОР УВЛЕЧЕН КРАСОТОЙ. ТЕПЕРЬ ВОЗЬМЕМ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ. ИГРАЕТ СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА, И МЫ СЛЫШИМ ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ О ТОМ, ЧТО СЛАЖЕННАЯ РАБОТА — ОСНОВА УСПЕХА СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА. ОНА ЖЕ — ОСНОВА УСПЕХА СОВРЕМЕННОЙ КОМПАНИИ. ЭТО ВСТУПЛЕНИЕ. ОНО ДЛИТСЯ ОКОЛО МИНУТЫ И НЕСЕТ «ИМИДЖЕВУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ». АВТОРЫ ДОВОЛЬНЫ. В САМОМ ДЕЛЕ, КАК ХОРОШО, КОГДА КОМПАНИЯ ПОХОЖА НА СЛАЖЕННЫЙ ОРКЕСТР — И В ТРОМБОН КТО НАДО ВОВРЕМЯ ПОДУДИТ, И В ЛИТАВРЫ УДАРИТ. НО КТО ИЗ ЗРИТЕЛЕЙ НА САМОМ ДЕЛЕ ПОВЕРИТ, ЧТО ЗВУЧАЩАЯ ЗА КАДРОМ СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И СЛОВА ДИКТОРА И В САМОМ ДЕЛЕ ДОКАЗЫВАЮТ (НУ ИЛИ ХОТЯ БЫ ДЕМОНСТРИРУЮТ), ЧТО КОМПАНИЯ РАБОТАЕТ КАК СЛАЖЕННЫЙ МЕХАНИЗМ? НИКТО. КАКОЙ В ЭТОМ СРАВНЕНИИ СМЫСЛ? НИКАКОГО. ЗАЧЕМ ТОГДА ОНО? ДЛЯ КРАСОТЫ. КАК ТЕ САМЫЕ УТОЧКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ СЮЖЕТЕ. ДЛЯ КРАСОТЫ И САМОЛЮБОВАНИЯ. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? КУДА ДЕВАТЬСЯ КРЕАТИВУ? А ВОТ КУДА. КРЕАТИВУ НАДО ПРОСТО ПЕРЕЙТИ НА СТОРОНУ ПОТРЕБИТЕЛЯ ИНФОРМАЦИИ. И ДЕЛАТЬ ЕМУ, ПОТРЕБИТЕЛЮ — ИНТЕРЕСНО, ПОНЯТНО И УВЛЕКАТЕЛЬНО. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР ДОПУСТИМ, КОМПАНИЯ-ЗАКАЗЧИК РАБОТАЕТ ПО СХЕМЕ «HUB AND SPOKE» («ОСЬ И СПИЦЫ», ГДЕ «ОСИ» ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЦЕНТРЫ ДИСТРИБУЦИИ, А «СПИЦЫ» КАНАЛЫ ДОСТАВОК ПОТРЕБИТЕЛЯМ). МЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ПОТРЕБИТЕЛЮ ИНФОРМАЦИИ ВАЖНО ЭТО ЗАПОМНИТЬ. ТОГДА ПОКАЖИТЕ ЕМУ ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ НА ЗЕМЛЕ КОЛЕСО (ЭТО ВЕДЬ САМО ПО СЕБЕ ИНТЕРЕСНО), И СКАЖИТЕ, ЧТО ВЫ КОЛЕСА НЕ ИЗОБРЕТАЕТЕ, А ЛИШЬ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ, КОТОРОМУ ОКОЛО 6000 ЛЕТ. А ПОСЛЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКОЙ НУЖНО ПОКАЗАТЬ УЖЕ РЕАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ КАНАЛОВ ДИСТРИБУЦИИ. ОБРАЗ (РЕЛИКТОВОЕ КОЛЕСО) УПОМЯНУТ К МЕСТУ? — ДА. ОН РАСКРЫВАЕТ СУТЬ ИНФОРМАЦИИ? — ДА. ИНТЕРЕСНО ВЫШЛО? — ДА. КОРОТКО? — ДА. ЗАПОМНИТ ЛИ ЗРИТЕЛЬ ТО, ЧТО МЫ ХОТЕЛИ ЕМУ СКАЗАТЬ? — КОНЕЧНО. ЭТИ ПЯТЬ ВОПРОСОВ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА КРЕАТИВ БЬЕТ КЛЮЧОМ. НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ, ИДУТ ЛИ АЛЛЕГОРИИ НА ПОЛЬЗУ ЗРИТЕЛЮ ИЛИ ОНИ ЛИШЬ ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ АВТОРА. … ВНОВЬ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ НОВОСТИ, ИДЕТ СЮЖЕТ О ТОМ, ЧТО ВЕСНА НАСТУПИЛА, И ПРИЛЕТЕЛИ УТКИ. В КАДРЕ — ГЕРОИ ПОВЕСТВОВАНИЯ. ЗАДАДИМ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СЮЖЕТУ НАШИ ПЯТЬ ВОПРОСОВ. ВСЕ ОТВЕТЫ — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ. ЗНАЧИТ, МЫ ПОПАЛИ НА ОДИН СЛУЧАЙ ИЗ СТА. [ /UPLOAD/MEDIALIBRARY/5E0/1425.JPG ] ГРУППА АРХЕОЛОГОВ ОБНАРУЖИЛА В СЛОВЕНИИ САМОЕ ДРЕВНЕЕ КОЛЕСО. ПО ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ ЭКСПЕРТОВ, КОЛЕСУ, КОТОРОЕ БЫЛО НАЙДЕНО В ХОДЕ РАСКОПОК, МОЖЕТ БЫТЬ ОТ 5100 ДО 5350 ЛЕТ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОНО ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ НА 100 ЛЕТ СТАРШЕ, ЧЕМ ПРЕДЫДУЩИЕ ДРЕВНЕЙШИЕ КОЛЕСА, ОБНАРУЖЕННЫЕ В ШВЕЙЦАРИИ И В ГЕРМАНИИ. КОЛЕСО СДЕЛАНО ИЗ ДРЕВЕСИНЫ ЯСЕНЯ И ДУБА, РАДИУС ЕГО СОСТАВЛЯЕТ 70 САНТИМЕТРОВ, А ТОЛЩИНА — 5 САНТИМЕТРОВ.  ОНО БЫЛО НАЙДЕНО ПОГРЕБЕННЫМ ПОД ДРЕВНИМ ПОСЕЛЕНИЕМ НЕПОДАЛЁКУ ОТ СТОЛИЦЫ СЛОВЕНИИ ЛЮБЛЯНЫ. «КОЛЕСО ЯВЛЯЕТСЯ УДИВИТЕЛЬНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ПЕРЕДОВЫМ ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, - ГОВОРИТ СЛОВЕНСКИЙ АРХЕОЛОГ АНТОН ВЕЛУЧЕК, СОТРУДНИК АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СЛОВЕНСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ИСКУССТВ. — ОНО ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ ПЕРЕДОВОЕ, ЧЕМ БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ МОДЕЛИ, НАЙДЕННЫЕ В ШВЕЙЦАРИИ И ГЕРМАНИИ». ИСТОЧНИК: ANANOVA.COM [ HTTP://WWW.ANANOVA.COM/NEWS/STORY/SM_754415.HTML?MENU ] ПОСЛЕСЛОВИЕ А ВЕДЬ ОРКЕСТР ТОЖЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПОЛЬЗУ. СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР — ПРИМЕР ПОЧТИ ВОЕННОГО ПОДЧИНЕНИЯ, ЖЕСТКО ПРОПИСАННЫХ ИНСТРУКЦИЙ, И, КСТАТИ, ВЕСЬМА ЗАТРУДНЕННОГО КАРЬЕРНОГО РОСТА. ОБ ЭТОМ ИНТЕРЕСНО РАССКАЗЫВАТЬ И ИНТЕРЕСНО СЛУШАТЬ. ВАША КОМПАНИЯ ВЗЯЛА НА ВООРУЖЕНИЕ СИМФОНИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ? ОТЛИЧНО, ОПИШИТЕ, КАК ЖИВЕТ ОРКЕСТР И СКАЖИТЕ, ЧТО У ВАС В КОМПАНИИ ВСЕ ТОЧНО ТАК ЖЕ. А ВОТ В ДЖАЗОВОМ ОРКЕСТРЕ — НАОБОРОТ, СВОБОДА, ЗДЕСЬ В ПОЧЕТЕ ИМПРОВИЗАЦИЯ, И НА ДИРИЖЕРА ДАЖЕ НЕ ОСОБО СМОТРЯТ (ОН И НАЗЫВАЕТСЯ ИНАЧЕ — НЕ ДИРИЖЕР, А РУКОВОДИТЕЛЬ, ИЛИ ЛИДЕР). ВОТ ПРИМЕР ДЛЯ ИНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. АЛЛЕГОРИЯ — ВЕЩЬ ХОРОШАЯ, КОГДА ОНА РАСКРЫВАЕТ СУТЬ ДЕЛА. [WF_STATUS_ID] => 1 [WF_PARENT_ELEMENT_ID] => [WF_LAST_HISTORY_ID] => [WF_NEW] => [LOCK_STATUS] => green [WF_LOCKED_BY] => [WF_DATE_LOCK] => [WF_COMMENTS] => [IN_SECTIONS] => Y [SHOW_COUNTER] => 4286 [SHOW_COUNTER_START] => 11.02.2018 19:58:43 [SHOW_COUNTER_START_X] => 2018-02-11 19:58:43 [CODE] => utochki-prezentatsiy [TAGS] => [XML_ID] => 263 [EXTERNAL_ID] => 263 [TMP_ID] => 0 [USER_NAME] => (mercator) [LOCKED_USER_NAME] => [CREATED_USER_NAME] => (mercator) [LANG_DIR] => / [LID] => s1 [IBLOCK_TYPE_ID] => periodics [IBLOCK_CODE] => blog [IBLOCK_NAME] => Блог [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/blog/#ELEMENT_CODE#_#ELEMENT_ID#/ [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/blog/ [CANONICAL_PAGE_URL] => [CREATED_DATE] => 2018.02.11 [BP_PUBLISHED] => Y )