«Уточки» бизнес-презентаций

Бессмысленные аллегории — враги хорошей презентации.

Случалось ли вам видеть в информационном телесюжете уточек, неторопливо плывущих по водной глади? И длится это с полминуты, что по законам жанра — бесконечно долго. В 99-ти случаях из ста это означает, что автору сюжета нечего сказать по делу. Автор увлечен красотой.

Теперь возьмем реально существующий мультимедийный годовой отчет. Играет симфоническая музыка, и мы слышим закадровый текст о том, что слаженная работа — основа успеха симфонического оркестра. Она же — основа успеха современной компании. Это вступление. Оно длится около минуты и несет «имиджевую составляющую». Авторы довольны. В самом деле, как хорошо, когда компания похожа на слаженный оркестр — и в тромбон кто надо вовремя подудит, и в литавры ударит.

Но кто из зрителей на самом деле поверит, что звучащая за кадром симфоническая музыка и слова диктора и в самом деле доказывают (ну или хотя бы демонстрируют), что компания работает как слаженный механизм? Никто.

Какой в этом сравнении смысл? Никакого. Зачем тогда оно? Для красоты. Как те самые уточки в информационном сюжете. Для красоты и самолюбования.

Что же делать? Куда деваться креативу? А вот куда.

Креативу надо просто перейти на сторону потребителя информации. И делать ему, потребителю — интересно, понятно и увлекательно.

Положительный пример

Допустим, компания-заказчик работает по схеме «hub and spoke» («ось и спицы», где «оси» представляют центры дистрибуции, а «спицы» каналы доставок потребителям). Мы уверены, что потребителю информации важно это запомнить. Тогда покажите ему древнейшее из известных на Земле колесо (это ведь само по себе интересно), и скажите, что вы колеса не изобретаете, а лишь используете изобретение, которому около 6000 лет. А после компьютерной графикой нужно показать уже реальную географию каналов дистрибуции.

Образ (реликтовое колесо) упомянут к месту? — Да.

Он раскрывает суть информации? — Да.

Интересно вышло? — Да.

Коротко? — Да.

Запомнит ли зритель то, что мы хотели ему сказать? — Конечно.

Эти пять вопросов необходимо использовать всякий раз, когда креатив бьет ключом. Необходимо выяснить, идут ли аллегории на пользу зрителю или они лишь для удовольствия автора.

… Вновь телевизионные новости, идет сюжет о том, что весна наступила, и прилетели утки. В кадре — герои повествования. Зададим применительно к сюжету наши пять вопросов. Все ответы — положительные. Значит, мы попали на один случай из ста.

1425.jpg

Группа археологов обнаружила в Словении самое древнее колесо.

По предположениям экспертов, колесу, которое было найдено в ходе раскопок, может быть от 5100 до 5350 лет. Таким образом, оно по меньшей мере на 100 лет старше, чем предыдущие древнейшие колеса, обнаруженные в Швейцарии и в Германии.
Колесо сделано из древесины ясеня и дуба, радиус его составляет 70 сантиметров, а толщина — 5 сантиметров. 
Оно было найдено погребенным под древним поселением неподалёку от столицы Словении Любляны.

«Колесо является удивительно технологически передовым для своего времени, - говорит словенский археолог Антон Велучек, сотрудник Археологического института Словенской Академии наук и искусств. — Оно значительно более передовое, чем более поздние модели, найденные в Швейцарии и Германии».

Источник: ananova.com




Послесловие

А ведь оркестр тоже можно использовать на пользу. Симфонический оркестр — пример почти военного подчинения, жестко прописанных инструкций, и, кстати, весьма затрудненного карьерного роста. Об этом интересно рассказывать и интересно слушать. Ваша компания взяла на вооружение симфоническую модель управления? Отлично, опишите, как живет оркестр и скажите, что у вас в компании все точно так же.

А вот в джазовом оркестре — наоборот, свобода, здесь в почете импровизация, и на дирижера даже не особо смотрят (он и называется иначе — не дирижер, а руководитель, или лидер). Вот пример для иной управленческой модели.

Аллегория — вещь хорошая, когда она раскрывает суть дела.

Другие
посты