«Видео» в слове «видеоинфографика» подразумевает, что будет использоваться анимация. Это мощный инструмент визуализации, но это также и мощный отвлекающий фактор. Причин для использования анимации существует лишь три: Чтобы показать, как меняются цифры со временем («четвертое измерение»); Чтобы управлять вниманием зрителя; Чтобы зритель не заснул. С первой причиной все более-менее понятно, с третьей — тоже (разрушение визуальной монотонности, хоть какое-то спасение для скучной и пустой презентации). О второй причине (и самой важной!) сейчас поговорим. Представим себе, что нам необходимо сделать несложную графику на тему автомобильного рынка России. У нас есть данные: продажи автомобилей по годам; распределение продаж (иномарки/отечественные) по годам; самые популярные марки автомобилей в этом году; Как будем визуализировать? Простым решением может стать рисование трех диаграмм: Как выбирать правильные диаграммы — хорошо написано у Джина Желязны в книге «Говори на языке диаграмм». Как будет использована анимация? Она будет весело прорисовывать «слайды», чтобы было «не скучно», ну и показывать развитие графиков во времени. И это будет безграмотное применение анимации, потому что она не будет помогать зрителю вникать в суть дела. Как можно все сделать иначе? Рисуем динамику продаж, график. Сначала зрителю надо дать время, чтобы прочитать заголовок. Анимация как бы рассказывает зрителю историю. Далее — доля иномарок/отечественных. Площадь под предыдущим графиком поделим на два цвета, и добавим две подписи — «иномарки» и «отечественные». Зрителю не придется расшифровывать новый слайд — анимация плавно привлечет внимание к новым данным, и он видит уже не только динамику продаж, но и за счет чего эта динамика достигнута — за счет увеличения продаж иномарок! По сути, даже не надо читать новый заголовок! Настало время показать самые популярные бренды. И снова можно сделать хороший логический анимационный переход. Тот же график разворачиваем к зрителю «в профиль» (другими словами, смотрим на него «с торца»). Получившийся столбик (а это не что иное, как объем продаж в 2008-ом) остается поделить на блоки, в соответствии с популярностью марок. И снова зрителю не обязательно читать заголовок. Он уже помнит, график — это продажи, и когда график развернется «боком» станет понятно — речь идет о продажах за последний год, а когда эти продажи начнут «делиться» на марки, дополнительных объяснений не потребуется. Вот так, кадр за кадром, мы управляем вниманием зрителя, «рассказываем историю». Этот принцип и называется «управление вниманием», и он — один из ключевых в создании видеоинфографики. Второй по важности после «презентации смысла». Он позволяет сделать ролик легким для восприятия, интересным и притягивающим внимание.