Рассказываем о приемах визуальной коммуникации, использованных в презентации для road-show ОАО «РЖД» Первое правило: Скажите сразу главное. В первые 45 секунд внимание слушателей максимально. Именно в эти секунды они должны узнать главное. А также заинтересоваться темой, чтобы досмотреть презентацию до конца. Карта необходима, когда надо показать что-то, распределенное географически. А для РЖД карта — это, по сути, ее "operations". Все объясняет заголовок — «Объединяя российские территории». Правило второе: в заголовке надо писать не название картинки, а ту главную мысль, которую она доказывает. Это простое и удивительно эффективное правило. РЖД — третья в мире по ж/д перевозкам, но за границей рынок делят несколько компаний, а у нас — одна. Следовательно — она крупнейшая в мире. Так и пишем. Объясняющая анимация. Говорим о доле ж/д перевозок в разных странах. Нет смысла сравнивать страны с помощью столбчатых диаграмм — они только загрузят. А вот «живой блин» — то что надо. Как стрелка спидометра — сперва показали долю железных дорог в Европе, потом — в США, и, наконец, — в России. Кстати пришлась и игра слов — "US railways" и "European railways" — это всего лишь обозначение региона и вида транспорта, а "Russian Railways" — еще и название компании. И еще один пример, когда анимация работает. Только мы проассоциировали весь «блин» с рынком грузоперевозок, как он «превращается» в столбик (мы просто смотрим на него теперь чуть «сбоку»), показывающий рост рынка по годам. Практически бесшовный, плавный и логичный переход от слайда к слайду. Но рано или поздно настает момент, когда слайд стоит довольно долго (долго — это более 20 секунд). В таких случаях слайд немного анимируется — плашка медленно (но заметно) меняет перспективу. Ощущение того, что кадр «живет», не дает отвлечься. Здесь анимация не объясняет, но удерживает внимание. Этот слайд говорит о простоте структуры собственников. Наверно, вы догадываетесь, какими ветвистыми бывают такие схемы — с грозьдями оффшоров, квадратиками «частные лица» и прочими. А рисовать все равно надо — инвестор хочет знать. Нарочитая простота этого слайда подчеркивает суть. Инвесторы, привыкшие к «деревьям» акционеров, видят этот примитивный слайд и улыбаются. Это хорошо. Этот слайд представляет собой «цитату» из Income Statement, обращающий внимание на структуру доходов. Когда, говоря о доходах, рисуют только «блин», это выглядит легкомысленным, когда же только таблицу — не наглядным. Вот мы их и объединили, и сделали анимацию строго под текст. Повторю основные приемы, которые мы здесь применили: Главную информацию — в начало; Тезис слайда — в заголовок; Анимация — не развлечение, а метод передачи информации; Анимация — еще и средство привлечения и удержания внимания; Трансформация одного слайда в другой позволяет не терять логику визуального рассказа; Если что-то устроено просто, рисовать надо еще проще. И последнее, что легко сказать, но нелегко сделать: визуальная привлекательность и эмоциональность. Цитату из журнала Harvard Business Review на эту тему мы даже выложили на первую страницу нашего сайта. Хорошее исполнение — это ключ к вниманию и пониманию, уважение к аудитории, приятные впечатления от просмотра. Благодарим компанию «Российские Железные Дороги» за любезное разрешение использовать фрагменты презентации в этой статье.