Озвучка корпоративного фильма

Заказали "хороший голос" на студии, и нет больше фильма.

Пожалуй, самое неприятное, что может ждать зрителя корпоративного фильма — формальная, «рекламная», пустая озвучка закадрового текста.

Агентства и Заказчики уделяют большое внимание голосу, который будет звучать за кадром. Выбирают порой из десятков «тембров», долго спорят, какой лучше. Наконец, «тембр» выбран. Ему высылается текст, и где-то далеко, человек, не имеющий ни малейшего представления о смысле, теме, акцентах — наговаривает текст. Результат зачастую — потеря содержания фильма.

Пример.
Не будем сравнивать «хорошее» и «ужасное». Сравним вариант «средний» и «отличный».
«Средний» — это когда хороший диктор удаленно озвучивает не самый плохой текст, но делает это с листа, не погружаясь глубоко в тему.
«Отличный» — это когда хороший диктор с журналистским опытом вместе с автором разбирает нюансы и смыслы, а только потом работает на запись. Под контролем автора.

Итак, задача — озвучить такой текст:
«При разведке дна и самого месторождения команда геологов Газпром Добыча Шельф получила довольно неоднозначные данные. Это сейчас главный геолог Кирилл Халимов может следить за бурением очередной скважины в режиме онлайн. Изначально сейсморазведка дает лишь приблизительные представления о запасах газа, рельефе дна и геологической ситуации на самом шельфе.»

Слушаем вариант «средний».



Ошибки:
  • Первая фраза — застройка интриги. Это подготовка к тому, что будет дальше. Но застройка получилась слабо. Фраза звучит как информационная, обладающая самостоятельной ценностью. Подтекст должен быть «послушайте, что я сейчас интересное скажу», а получилось «да, вот так оно все».
  • Во второй фразе («Это сейчас…») лишняя пауза-запятая после «Халимов». Здесь необходимо интонационно тянуть фразу до «онлайн». Ведь смысл тут: «это сейчас он все видит онлайн». Главные слова — «сейчас» и «онлайн», на них надо делать упор, а все, что между ними — это обстоятельства, на них не надо делать паузы. Неверная пауза ведет к обрушению смысла фразы.
  • Вся вторая фраза (про Халимова) интонационно завершенная, но опять — звучит как просто информационная. А на самом деле она — еще одна подводка к следующей фразе, которая разрешает конфликт «сейчас — онлайн, а изначально-то — приблизительно». Было — стало! Стало хорошо, а было-то плохо. Но этого не слышно.
  • В последней фразе важно показать «приблизительность» сейсморазведки, по сравнению с тем, что есть сейчас, «онлайн». Здесь важны слова: «Изначально» и «приблизительно». Перечисления «запасах газа, рельефе дна, геологическсой ситуации» — в подчиненном положении, они не главные, это как раз все то, что мы знаем «приблизительно». В озвучке они перечисляются как некие победы, звучат наиболее весомо, как самые важные. Это ошибка.
  • Лишняя пауза между «геологической ситуации» и «на самом шельфе». В перечислении это один пункт: «запасы газа», «рельеф дна» и «геологическая ситуация на самом шельфе». Их требуется произносить без пауз, вместе. Ну и желательно интонационно их раскрасить, ведь «запасы газа» — они как бы «на прилавке рассказчика» вот тут, а «рельеф дна» — это другое, это вот здесь. Этого не сделано, и звучат слова парадно, но скучно.

Итог: конечно, текст мы слышим. И, при желании, можем его понять. Но именно «при желании». Исчезает УВЛЕЧЕННОСТЬ, желание донести смыслы, рассказать историю. Соответственно, пропадает и увлеченность зрителя.

Послушайте другой вариант озвучки, где все рассказано точно.



Конечно, часто виноват текст. Фразы сложные, содержат по несколько смыслов (смотрите «Бульдозер для ушей»). Но хороший диктор всегда спросит автора — а про что тут говорится? Что главное? В чем интрига? Разберется, а то и потребует упростить текст, и будет прав.

Озвучивание — это важнейший, ответственейший этап фильма. На нем смыслы или проявятся, или потухнут.

Очень хорош вариант, когда автор сам озвучивает свой фильм. Кто, как не автор, точнее других передаст смыслы?

К сожалению, даже очень хороший диктор редко когда сам может и хочет вникать в суть. Поэтому необходимо, во-первых, работать с теми, кто может и хочет, а во-вторых, автор фильма должен обязательно контролировать озвучку, добиваться правильного звучания фраз.

Из всех тембров лучше всего звучит осмысленный.

Другие
посты

Array ( [ID] => 233 [TIMESTAMP_X] => 15.04.2018 23:29:13 [TIMESTAMP_X_UNIX] => 1523824153 [MODIFIED_BY] => 2 [DATE_CREATE] => 11.02.2018 18:51:51 [DATE_CREATE_UNIX] => 1518364311 [CREATED_BY] => 2 [IBLOCK_ID] => 7 [IBLOCK_SECTION_ID] => 59 [ACTIVE] => Y [ACTIVE_FROM] => 13.05.2014 [ACTIVE_TO] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 13.05.2014 [DATE_ACTIVE_TO] => [SORT] => 500 [NAME] => Озвучка корпоративного фильма [PREVIEW_PICTURE] => [PREVIEW_TEXT] => Заказали "хороший голос" на студии, и нет больше фильма. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [DETAIL_TEXT] => Заказали "хороший голос" на студии, и нет больше фильма.

Пожалуй, самое неприятное, что может ждать зрителя корпоративного фильма — формальная, «рекламная», пустая озвучка закадрового текста.

Агентства и Заказчики уделяют большое внимание голосу, который будет звучать за кадром. Выбирают порой из десятков «тембров», долго спорят, какой лучше. Наконец, «тембр» выбран. Ему высылается текст, и где-то далеко, человек, не имеющий ни малейшего представления о смысле, теме, акцентах — наговаривает текст. Результат зачастую — потеря содержания фильма.

Пример.
Не будем сравнивать «хорошее» и «ужасное». Сравним вариант «средний» и «отличный».
«Средний» — это когда хороший диктор удаленно озвучивает не самый плохой текст, но делает это с листа, не погружаясь глубоко в тему.
«Отличный» — это когда хороший диктор с журналистским опытом вместе с автором разбирает нюансы и смыслы, а только потом работает на запись. Под контролем автора.

Итак, задача — озвучить такой текст:
«При разведке дна и самого месторождения команда геологов Газпром Добыча Шельф получила довольно неоднозначные данные. Это сейчас главный геолог Кирилл Халимов может следить за бурением очередной скважины в режиме онлайн. Изначально сейсморазведка дает лишь приблизительные представления о запасах газа, рельефе дна и геологической ситуации на самом шельфе.»

Слушаем вариант «средний».



Ошибки:

Итог: конечно, текст мы слышим. И, при желании, можем его понять. Но именно «при желании». Исчезает УВЛЕЧЕННОСТЬ, желание донести смыслы, рассказать историю. Соответственно, пропадает и увлеченность зрителя.

Послушайте другой вариант озвучки, где все рассказано точно.



Конечно, часто виноват текст. Фразы сложные, содержат по несколько смыслов (смотрите «Бульдозер для ушей»). Но хороший диктор всегда спросит автора — а про что тут говорится? Что главное? В чем интрига? Разберется, а то и потребует упростить текст, и будет прав.

Озвучивание — это важнейший, ответственейший этап фильма. На нем смыслы или проявятся, или потухнут.

Очень хорош вариант, когда автор сам озвучивает свой фильм. Кто, как не автор, точнее других передаст смыслы?

К сожалению, даже очень хороший диктор редко когда сам может и хочет вникать в суть. Поэтому необходимо, во-первых, работать с теми, кто может и хочет, а во-вторых, автор фильма должен обязательно контролировать озвучку, добиваться правильного звучания фраз.

Из всех тембров лучше всего звучит осмысленный.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [SEARCHABLE_CONTENT] => ОЗВУЧКА КОРПОРАТИВНОГО ФИЛЬМА ЗАКАЗАЛИ "ХОРОШИЙ ГОЛОС" НА СТУДИИ, И НЕТ БОЛЬШЕ ФИЛЬМА. ЗАКАЗАЛИ "ХОРОШИЙ ГОЛОС" НА СТУДИИ, И НЕТ БОЛЬШЕ ФИЛЬМА. ПОЖАЛУЙ, САМОЕ НЕПРИЯТНОЕ, ЧТО МОЖЕТ ЖДАТЬ ЗРИТЕЛЯ КОРПОРАТИВНОГО ФИЛЬМА — ФОРМАЛЬНАЯ, «РЕКЛАМНАЯ», ПУСТАЯ ОЗВУЧКА ЗАКАДРОВОГО ТЕКСТА. АГЕНТСТВА И ЗАКАЗЧИКИ УДЕЛЯЮТ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ ГОЛОСУ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ЗВУЧАТЬ ЗА КАДРОМ. ВЫБИРАЮТ ПОРОЙ ИЗ ДЕСЯТКОВ «ТЕМБРОВ», ДОЛГО СПОРЯТ, КАКОЙ ЛУЧШЕ. НАКОНЕЦ, «ТЕМБР» ВЫБРАН. ЕМУ ВЫСЫЛАЕТСЯ ТЕКСТ, И ГДЕ-ТО ДАЛЕКО, ЧЕЛОВЕК, НЕ ИМЕЮЩИЙ НИ МАЛЕЙШЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ, ТЕМЕ, АКЦЕНТАХ — НАГОВАРИВАЕТ ТЕКСТ. РЕЗУЛЬТАТ ЗАЧАСТУЮ — ПОТЕРЯ СОДЕРЖАНИЯ ФИЛЬМА. ПРИМЕР. НЕ БУДЕМ СРАВНИВАТЬ «ХОРОШЕЕ» И «УЖАСНОЕ». СРАВНИМ ВАРИАНТ «СРЕДНИЙ» И «ОТЛИЧНЫЙ». «СРЕДНИЙ» — ЭТО КОГДА ХОРОШИЙ ДИКТОР УДАЛЕННО ОЗВУЧИВАЕТ НЕ САМЫЙ ПЛОХОЙ ТЕКСТ, НО ДЕЛАЕТ ЭТО С ЛИСТА, НЕ ПОГРУЖАЯСЬ ГЛУБОКО В ТЕМУ. «ОТЛИЧНЫЙ» — ЭТО КОГДА ХОРОШИЙ ДИКТОР С ЖУРНАЛИСТСКИМ ОПЫТОМ ВМЕСТЕ С АВТОРОМ РАЗБИРАЕТ НЮАНСЫ И СМЫСЛЫ, А ТОЛЬКО ПОТОМ РАБОТАЕТ НА ЗАПИСЬ. ПОД КОНТРОЛЕМ АВТОРА. ИТАК, ЗАДАЧА — ОЗВУЧИТЬ ТАКОЙ ТЕКСТ: «ПРИ РАЗВЕДКЕ ДНА И САМОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ КОМАНДА ГЕОЛОГОВ ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ШЕЛЬФ ПОЛУЧИЛА ДОВОЛЬНО НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ДАННЫЕ. ЭТО СЕЙЧАС ГЛАВНЫЙ ГЕОЛОГ КИРИЛЛ ХАЛИМОВ МОЖЕТ СЛЕДИТЬ ЗА БУРЕНИЕМ ОЧЕРЕДНОЙ СКВАЖИНЫ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН. ИЗНАЧАЛЬНО СЕЙСМОРАЗВЕДКА ДАЕТ ЛИШЬ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАПАСАХ ГАЗА, РЕЛЬЕФЕ ДНА И ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА САМОМ ШЕЛЬФЕ.» СЛУШАЕМ ВАРИАНТ «СРЕДНИЙ». ОШИБКИ: - ПЕРВАЯ ФРАЗА — ЗАСТРОЙКА ИНТРИГИ. ЭТО ПОДГОТОВКА К ТОМУ, ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ. НО ЗАСТРОЙКА ПОЛУЧИЛАСЬ СЛАБО. ФРАЗА ЗВУЧИТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ, ОБЛАДАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТЬЮ. ПОДТЕКСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ «ПОСЛУШАЙТЕ, ЧТО Я СЕЙЧАС ИНТЕРЕСНОЕ СКАЖУ», А ПОЛУЧИЛОСЬ «ДА, ВОТ ТАК ОНО ВСЕ». - ВО ВТОРОЙ ФРАЗЕ («ЭТО СЕЙЧАС…») ЛИШНЯЯ ПАУЗА-ЗАПЯТАЯ ПОСЛЕ «ХАЛИМОВ». ЗДЕСЬ НЕОБХОДИМО ИНТОНАЦИОННО ТЯНУТЬ ФРАЗУ ДО «ОНЛАЙН». ВЕДЬ СМЫСЛ ТУТ: «ЭТО СЕЙЧАС ОН ВСЕ ВИДИТ ОНЛАЙН». ГЛАВНЫЕ СЛОВА — «СЕЙЧАС» И «ОНЛАЙН», НА НИХ НАДО ДЕЛАТЬ УПОР, А ВСЕ, ЧТО МЕЖДУ НИМИ — ЭТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НА НИХ НЕ НАДО ДЕЛАТЬ ПАУЗЫ. НЕВЕРНАЯ ПАУЗА ВЕДЕТ К ОБРУШЕНИЮ СМЫСЛА ФРАЗЫ. - ВСЯ ВТОРАЯ ФРАЗА (ПРО ХАЛИМОВА) ИНТОНАЦИОННО ЗАВЕРШЕННАЯ, НО ОПЯТЬ — ЗВУЧИТ КАК ПРОСТО ИНФОРМАЦИОННАЯ. А НА САМОМ ДЕЛЕ ОНА — ЕЩЕ ОДНА ПОДВОДКА К СЛЕДУЮЩЕЙ ФРАЗЕ, КОТОРАЯ РАЗРЕШАЕТ КОНФЛИКТ «СЕЙЧАС — ОНЛАЙН, А ИЗНАЧАЛЬНО-ТО — ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО». БЫЛО — СТАЛО! СТАЛО ХОРОШО, А БЫЛО-ТО ПЛОХО. НО ЭТОГО НЕ СЛЫШНО. - В ПОСЛЕДНЕЙ ФРАЗЕ ВАЖНО ПОКАЗАТЬ «ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОСТЬ» СЕЙСМОРАЗВЕДКИ, ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ СЕЙЧАС, «ОНЛАЙН». ЗДЕСЬ ВАЖНЫ СЛОВА: «ИЗНАЧАЛЬНО» И «ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО». ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ «ЗАПАСАХ ГАЗА, РЕЛЬЕФЕ ДНА, ГЕОЛОГИЧЕСКСОЙ СИТУАЦИИ» — В ПОДЧИНЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ, ОНИ НЕ ГЛАВНЫЕ, ЭТО КАК РАЗ ВСЕ ТО, ЧТО МЫ ЗНАЕМ «ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО». В ОЗВУЧКЕ ОНИ ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ КАК НЕКИЕ ПОБЕДЫ, ЗВУЧАТ НАИБОЛЕЕ ВЕСОМО, КАК САМЫЕ ВАЖНЫЕ. ЭТО ОШИБКА. - ЛИШНЯЯ ПАУЗА МЕЖДУ «ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ» И «НА САМОМ ШЕЛЬФЕ». В ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ЭТО ОДИН ПУНКТ: «ЗАПАСЫ ГАЗА», «РЕЛЬЕФ ДНА» И «ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА САМОМ ШЕЛЬФЕ». ИХ ТРЕБУЕТСЯ ПРОИЗНОСИТЬ БЕЗ ПАУЗ, ВМЕСТЕ. НУ И ЖЕЛАТЕЛЬНО ИНТОНАЦИОННО ИХ РАСКРАСИТЬ, ВЕДЬ «ЗАПАСЫ ГАЗА» — ОНИ КАК БЫ «НА ПРИЛАВКЕ РАССКАЗЧИКА» ВОТ ТУТ, А «РЕЛЬЕФ ДНА» — ЭТО ДРУГОЕ, ЭТО ВОТ ЗДЕСЬ. ЭТОГО НЕ СДЕЛАНО, И ЗВУЧАТ СЛОВА ПАРАДНО, НО СКУЧНО. ИТОГ: КОНЕЧНО, ТЕКСТ МЫ СЛЫШИМ. И, ПРИ ЖЕЛАНИИ, МОЖЕМ ЕГО ПОНЯТЬ. НО ИМЕННО «ПРИ ЖЕЛАНИИ». ИСЧЕЗАЕТ УВЛЕЧЕННОСТЬ, ЖЕЛАНИЕ ДОНЕСТИ СМЫСЛЫ, РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ. СООТВЕТСТВЕННО, ПРОПАДАЕТ И УВЛЕЧЕННОСТЬ ЗРИТЕЛЯ. ПОСЛУШАЙТЕ ДРУГОЙ ВАРИАНТ ОЗВУЧКИ, ГДЕ ВСЕ РАССКАЗАНО ТОЧНО. КОНЕЧНО, ЧАСТО ВИНОВАТ ТЕКСТ. ФРАЗЫ СЛОЖНЫЕ, СОДЕРЖАТ ПО НЕСКОЛЬКО СМЫСЛОВ (СМОТРИТЕ «БУЛЬДОЗЕР ДЛЯ УШЕЙ» [ HTTP://MERCATOR.RU/ARTICLES/ARTICLE.PHP?ARTICLEID=52 ] ). НО ХОРОШИЙ ДИКТОР ВСЕГДА СПРОСИТ АВТОРА — А ПРО ЧТО ТУТ ГОВОРИТСЯ? ЧТО ГЛАВНОЕ? В ЧЕМ ИНТРИГА? РАЗБЕРЕТСЯ, А ТО И ПОТРЕБУЕТ УПРОСТИТЬ ТЕКСТ, И БУДЕТ ПРАВ. ОЗВУЧИВАНИЕ — ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ, ОТВЕТСТВЕНЕЙШИЙ ЭТАП ФИЛЬМА. НА НЕМ СМЫСЛЫ ИЛИ ПРОЯВЯТСЯ, ИЛИ ПОТУХНУТ. ОЧЕНЬ ХОРОШ ВАРИАНТ, КОГДА АВТОР САМ ОЗВУЧИВАЕТ СВОЙ ФИЛЬМ. КТО, КАК НЕ АВТОР, ТОЧНЕЕ ДРУГИХ ПЕРЕДАСТ СМЫСЛЫ? К СОЖАЛЕНИЮ, ДАЖЕ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ДИКТОР РЕДКО КОГДА САМ МОЖЕТ И ХОЧЕТ ВНИКАТЬ В СУТЬ. ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО, ВО-ПЕРВЫХ, РАБОТАТЬ С ТЕМИ, КТО МОЖЕТ И ХОЧЕТ, А ВО-ВТОРЫХ, АВТОР ФИЛЬМА ДОЛЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО КОНТРОЛИРОВАТЬ ОЗВУЧКУ, ДОБИВАТЬСЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУЧАНИЯ ФРАЗ. ИЗ ВСЕХ ТЕМБРОВ ЛУЧШЕ ВСЕГО ЗВУЧИТ ОСМЫСЛЕННЫЙ. [WF_STATUS_ID] => 1 [WF_PARENT_ELEMENT_ID] => [WF_LAST_HISTORY_ID] => [WF_NEW] => [LOCK_STATUS] => green [WF_LOCKED_BY] => [WF_DATE_LOCK] => [WF_COMMENTS] => [IN_SECTIONS] => Y [SHOW_COUNTER] => 5496 [SHOW_COUNTER_START] => 11.02.2018 18:51:54 [SHOW_COUNTER_START_X] => 2018-02-11 18:51:54 [CODE] => ozvuchka-filma [TAGS] => [XML_ID] => 233 [EXTERNAL_ID] => 233 [TMP_ID] => 0 [USER_NAME] => (mercator) [LOCKED_USER_NAME] => [CREATED_USER_NAME] => (mercator) [LANG_DIR] => / [LID] => s1 [IBLOCK_TYPE_ID] => periodics [IBLOCK_CODE] => blog [IBLOCK_NAME] => Блог [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/blog/#ELEMENT_CODE#_#ELEMENT_ID#/ [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/blog/ [CANONICAL_PAGE_URL] => [CREATED_DATE] => 2018.02.11 [BP_PUBLISHED] => Y )