Банальность

Любой может сделать скучный рассказ, фильм, презентацию. Многие и делают. Главный их прием — банальность. Главный результат — неэффективность.

Вот копирайтер сидит и придумывает сценарий фильма, скажем, про газопровод. И получается. Получается фильм про то, что газопровод — это труба, и по ней газ поступает от месторождения (оно где-то в Сибири, а Сибирь где-то там) к потребителям. Они где-то здесь. Что газ в трубе под давлением. Да, и еще газ пахнет.

Вот другой копирайтер. Он отрывает задницу от дивана и идет в библиотеку, идет разговаривать со знающими людьми, идет узнавать.
Он узнает, что труба магистрального газопровода почти полтора метра диаметром, и что лежит она, как правило, под землей. Что труба с газом легче воды, и в болотистых грунтах может запросто всплыть, если ее не утяжелить. Что от коррозии трубу защищают подачей на нее слабого постоянного тока. Что газ в трубе теплый, и поэтому весной над трубой раньше всходит трава и распускаются цветы. Особенно красиво это выглядит с вертолета (километровые «грядки» с зеленью, хотя вокруг еще голая земля).

2414.jpg

«Грядки» над газопроводами


Что для перекачки газа используются самолетные двигатели, причем работают они на том же самом газе, который и перекачивают. Что если в газопроводе просверлить дырочку, то взрыв уничтожит все живое на четыреста метров вокруг. И, кстати, газ в магистральном газопроводе не пахнет никак, а «газовый» запах появляется после добавления в него одоранта (антоним дезодоранта) — непосредственно перед подачей потребителю. Это лишь малая часть того, что можно узнать про газопровод. Но это уже кое что, чтобы представить себе сложность темы.

Риторический вопрос — кто напишет более интересный сценарий?
Хороший сценарий всегда начинается с исследовательской работы. С чтения книг, с разговоров с людьми, с поездок. С искреннего любопытства по отношению к тому, о чем ты рассказываешь. Ведь если не интересно самому — зрителю будет и подавно не интересно.


…В Стамбуле меня затащили в музей ковров. Я не люблю ковры. Однако там я узнал, как отличить ковер ручной работы от сотканного на машине. Узнал, как по количеству узлов на сантиметр определить стоимость ковра. Из каких материалов их делают (шерсть, шелк), и как это влияет на трудоемкость, и на цену. Через час я чувствовал себя экспертом.

Только усилием воли я смог удержать себя от покупки ковра. Потому что я уже кое-что понимал про ковры. Понимал, за что плачу. Да если бы и купил — вряд ли пожалел бы. Приятно иметь вещь, в которой разбираешься.

Такая ситуация знакома многим. В Индонезии вам расскажут и покажут про батик, и вы купите батик. Во Франции — про вино (и чем больше вы узнаете про вино, тем интереснее и вкуснее его пить, ведь правда?). В Китае — про чай. Фольксваген и вовсе построил завод со стеклянными стенами, чтобы удовлетворить (а может вызвать?) интерес к тому, как делаются машины.
Иными словами, опытные люди знают, что понимание и интерес — лучшие продавцы.

Интересный рассказ вызывает желание понять продукт, а понимание — грамотно оценить то, за что платишь. На бизнес-языке это называется "perceived value" — «воспринятая ценность». Чем больше интереса и понимания, тем большую долю вашей ценности воспринимает зритель, и тем большую цену он готов заплатить. (Воспринятая ценность может и превысить ценность реальную — но этим уже занимается реклама :-) ).

Часто приходится слышать — ну так мы рассказываем для профессионалов, а они и так все знают. Все знают? У вас есть два пути. Первый — не тратить времени и денег на рассказ, и не мучить профессионалов банальным фильмом. Второй — найти все же то, что они не знают, и удивить, заинтересовать.

Потому что это самая главная работа — поиск интересного. Она увеличивает ценность того, о чем рассказ.

Другие
посты