Ваше имя

Компания «Меркатор» — Внешний вид информации
English  |  Russian
Быстрый заказ О компании Портфолио Клиенты говорят
Корпоративный сторителлингКорпоративное киноStatViz. Визуализация информацииИнфографика
+7(495)788-8906
Перезвоните мне!
/Статьи
/Советы докладчику

Советы докладчику

Накопленный опыт наблюдения удачных и неудачных презентаций

Здесь собраны наблюдения и записи из записной книжечки. Что–то основано на личном опыте, а что–то мне рассказали докладчики, у которых есть чему поучиться. Никакой особой структуры в этих заметках нет, но если Вам что–то окажется полезным — я буду рад. Список постепенно будет пополняться, при обновлениях эта статья получит новую дату выхода, так что следить за обновлениями будет удобно.

1.Приходите рано.

Придя рано, можно успеть пообщаться с гостями, установить какие–то личные отношения. Личные контакты помогают общаться с аудиторией. Лучшие докладчики всегда знают несколько людей в зале, и одно–два персональных обращения к ним очень оживляют процесс. Как минимум, стоит придти раньше, чтобы не опоздать — вот уж чего нет хуже.

2. Оставляйте что-то на память.

Лучше всего — конспект доклада, или диск с презентацией. Наши Клиенты оставляют DVD–презентацию и/или буклет–конспект. Тут есть несколько плюсов. Во–первых, у гостей остается доказательство ваших слов, а это всегда повышает доверие. Во–вторых, уходя не с пустыми руками, люди воспринимают информацию уже как что-то свое. А DVD–диск и вовсе всегда хранят и даже смотрят дома.

3. Никогда не извиняйтесь.

В англосаксонском праве извинение равносильно признанию вины. Так оно и выглядит. «Извиняется, значит — виноват, а виноват — значит заслуживает наказания». Как может слушатель наказать докладчика? Да просто перестать слушать. Поэтому извиняться не надо. Ни за зависший компьютер, ни за незнание ответа на вопрос. Извинения особо опасны, когда аудитория должна голосовать. Очень трудно добиться нужного исхода голосования, если пару раз за доклад извиниться.

4. Всю технику проверьте заранее.

Когда ставки высоки, лучше использовать свою технику, а не полагаться на то, что есть в зале. Например, в Америке многие устройства читают только формат NTSC, и DVD–диск, записанный в России в PAL, может не запуститься. Всего не предугадаешь, хотя и надо стараться.

5. Будьте готовы к неожиданностям.

И реагируйте спокойно. Я был свидетелем случая, когда доклад в самом начале был прерван пожарной тревогой, всех (человек 500) выгнали на улицу, продержали там минут 20, а потом пустили обратно. Докладчик спокойно продолжил доклад, пошутив, что теперь «на свежую голову» и рассказывать, и слушать приятнее. А тревога оказалась учебной.

6. Тщательно готовьте информацию исходя из того, кто слушатель.

Создание презентации — это, прежде всего, драматургия информации. Презентация должна быть не «О Предмете», а «Для слушателя». Замечали, как иногда бывает скучно, когда докладчик рассказывает о своей компании? Темпы роста, региональная сеть... Это потому, что он рассказывает о себе, а Вы тут вовсе ни при чем. Подробнее на эту тему — заметка «Бюрократия в презентациях».

7. Используйте вещественные доказательства.

По-английски звучит как «best evidence rule», и на юридическом языке означает, что доказательством может служить только реальный предмет, участвовавший в событиях. Если Вы говорите про что–то и можете это «что–то» принести в зал и показать — обязательно приносите. Так поступают лучшие преподаватели, лучшие адвокаты, и лучшие докладчики. Эффект превосходит ожидания.

8. Используйте визуальные образы.

Они (а часто только они) запоминаются на всю жизнь. Картинка может сказать больше, чем несколько страниц текста. Удивительно, насколько они эффективны. Мы готовили несколько сопровождений докладов в Государственной Думе (в 2002–2003 годах), все они были созданы с использованием визуальных образов, и все закончились положительным голосованием. Не хочу сказать, что наш вклад тут был решающим, но то, что идеям и предложениям докладчика было уделено должное внимание депутатов, что идеи эти были правильно поняты, и что аудитория почувствовала уважение к себе — это точно. Подробнее про использование визуальных образов читайте в статье «Визуальный язык».

9. Не экономьте на оформлении и технологиях.

Классик убеждающей коммуникации Карл Ховланд выделял три этапа убеждения — Внимание, Понимание, Принятие. Качественное оформление и грамотно использованные технологии отвечают за первые две из трех составляющих успешного убеждения. Плюс к этому, они показывают уважение к аудитории, серьезное отношение к информации и к мероприятию, работают на имидж компании и на Ваш личный имидж.

10. Если вам что-то нравится или не нравится — так и скажите.

Личное отношение докладчика к презентуемому материалу — очень важный фактор убеждения, но часто недооцениваемый. Фразы «Мне очень нравится этот пример», «Я не доверяю этой информации» привлекают внимание и вызывают интерес. Безразличие докладчика, напротив, порождает безразличие и у слушателей: «Ему все равно, а мне и подавно».

11. Создавайте «события».

Термин «событийность» придуман психологами. Смысл его таков, что людей привлекают только события. А событие — это все, что выделяется на фоне монотонности. Даниил Хармс как-то считал секунды и отмечал, что за истекшую секунду ничего не произошло. Набрав ряд из ста наблюдений (ста секунд), он заключил, что в жизни вообще ничего не происходит. Так же и на презентациях. Изменение тембра голоса, темпа музыки, стилистики, формата подачи материала, переход со сцены в зал, эффектная анимация — все это события, которые означают, что в презентации все же что–то происходит, а значит, есть смысл сохранять к ней интерес.

12. Будьте кратки.

Андрей Скворцов,
Директор компании «Меркатор»


Ctrl Предыдущая статьяСледующая статья CtrlОглавление

Услуги
Рецензии
К первой странице | Карта сайта | | Новости | О компании | Опыт | Контактная информация