Ваше имя

Компания «Меркатор» — Внешний вид информации
English  |  Russian
Быстрый заказ О компании Портфолио Клиенты говорят
Корпоративный сторителлингКорпоративное киноStatViz. Визуализация информацииИнфографика
+7(495)788-8906
Перезвоните мне!
/Статьи
/Презентация бизнеса для IPO и других размещений ценных бумаг

Презентация бизнеса для IPO и других размещений ценных бумаг

У нас в активе уже несколько презентаций для роад-шоу (road show) крупных российских компаний. Сегодня мы делимся опытом в области их создания.

Когда нужна презентация ?

Презентация, в известной степени, та же реклама. Но весьма специфического свойства. Она нацелена на довольно узкий круг специалистов (как правило, несколько десятков человек), отличающихся здоровым цинизмом и консерватизмом, не испытывающим никакой изначальной симпатии ни к вашему бизнесу, ни к вашим бумагам.

Их интересует потенциальная прибыльность, причем не сама по себе, а в сравнении с рынком. Надежность вашей компании также воспринимается в терминах денег — от нее зависит, по какой цене будут размещены бумаги. Встречают, как известно, по одежке, поэтому качественная презентация снижает дисконт при размещении. То есть приносит вам деньги. А что считать качеством — обсудим ниже.

Хорошая презентация решает следующие задачи:

  • Объясняет и закладывает в умы потенциальных инвесторов ваши базовые тезисы. Вы надежны, прибыльны, ваш бизнес устойчив, а долги невелики относительно активов и доходов.
  • Формирует окраску вашего бизнеса, создает впечатление. Работает на бренд. Это очень важный пункт, часто недооцениваемый, особенно при IPO. Презентация работает тут на переднем краю. Именно из-за этого пункта инвестиции в презентацию окупаются многократно (ROI достигает сотен процентов, см. «ROI презентаций»)
  • Остается на память. Каждый, уходя с Road-Show, несет в руках папочку с документами и DVD-диском. А то, что можно потрогать и унести - воспринимается уже почти как свое.

Кто работает над презентацией?

  • Инвестиционный банк, компания-консультант.
    Они готовят отчет о компании, анализируют цифры. Надо сказать, что работать с ними одно удовольствие — у нас общий язык, общие ценности и взгляды на вещи. Мы понимаем их аргументы, а они — наши.
  • Компания-изготовитель презентации. В данном случае — мы. Наши проекты ведут специалисты по убеждающей коммуникации, а также аналитики с бизнес-образованием. Им необходимо из отчета инвестиционного консультанта отобрать самое важное, нужное и, что очень важно, интересное. Интерес — ключ к успеху. Они готовят презентацию «по сути» — и передают дизайнерам и аниматорам. Дизайнер и группа специалистов по компьютерной графике занимаются подбором визуальных образов и их воплощением. Аналитик следит за тем, чтобы визуальное решение строго соответствовало бизнес-задачам, а дизайнер — за тем, чтобы оно отвечало имиджу компании и вызывало положительные эмоции. Дизайн — еще один ключ к успеху. Менеджер проекта все координирует.
  • Заказчик, как правило, в лице CFO, контролирует и стратегически направляет процесс.

Из чего состоит презентация?

Приведем стандартный план презентации для Road-Show.

  1. Старт.
    Эффектная заставка на 5-7 секунд позволяет моментально добиться тишины и внимания.
    Затем мы на двух-трех слайдах представляем компанию, и сразу выдаем все самое интересное. Это важный принцип убеждающей коммуникации и драматургии. Не надо долгих подводок — начинаем сразу с главного. Что за бизнес, какова наша доля рынка, каковы продажи и доходы, важнейшие конкурентные преимущества.
  2. Обзор индустрии.
    Объем и динамика рынка, конкуренция (здесь мы повторяем про нашу долю — второй раз!), сильные и слабые стороны, возможности и риски. На это уходит обычно 5-7 слайдов.
  3. Описание компании.
    Структура собственников, основные активы, где и как зарабатываем (структура доходов), кто наши клиенты, главные расходы, эффективность бизнеса, другие важные особенности. Эта часть — ключевая. Инвестиционный консультант в отчете напишет почти обо всем, будут приложены отчеты о прибылях и убытках и баланс. Задача презентации — показать основные цифры и заострить внимание на самом важном и интересном. Например, показать, что в структуре расходов энергоносители занимают малую долю, а значит, бизнес мало зависит от цен на нефть, а клиентская база такова, что даже уход крупнейшего клиента уменьшит доходы всего на 4%. Повторяем основные конкурентные преимущества второй раз. На все — 7-8 слайдов.
  4. Что-то еще.
    В этот раздел попадает все уникальное, что есть в компании и в бизнесе. Он очень специфичен и не подается обобщению. 2-3 слайда.
  5. Финансы.
    Перекликается с пунктом 3, но на этот раз имеет довольно жесткую структуру. Показываем основные строки из отчета о прибылях и убытках, заостряем внимание на красноречивых цифрах. То же — с балансом. Даем основную финансовую статистику — EBITDA/interest и debt/EBITDA. 5-6 слайдов.
  6. Инвестиционная политика и контроль.
    На что пойдут привлеченные деньги, почему это правильно, еще раз о гарантиях безопасности и надежности компании — теперь уже с точки зрения внутренних рисков. 2-3 слайда.
  7. Бумага.
    Собственно, рассказ о размещаемом инструменте. Обычно хватает одного слайда. Часто «бумаге» уделяется отдельный доклад и отдельная презентация, но это уже не «презентация компании».
  8. Заключение.
    Часто это несколько слов первого лица компании о том, чего он хочет добиться. 1 слайд, 10-20 секунд.

В сумме презентация занимает не более 15-ти минут.

Как все происходит?

Здесь два варианта.

  1. Презентационная графика используется как сопровождение доклада человека (технически это так: DVD-плеер или ноутбук подсоединяется к плазменной панели, и, управляя показом при помощи пауз и пунктов меню, докладчик докладывает).
  2. Презентационная графика озвучивается диктором (за кадром) и первыми лицами компании (в кадре) и проигрывается до начала персональных презентаций. В этом случае она должна быть не длиннее 10 минут, и скорее напоминать информационный бизнес-видеоклип, нежели презентацию.

Часто применяются и первый, и второй вариант вместе.

Что такое хорошая презентация?

Презентацию мы считаем хорошей, если:

  • В ней выделено главное, и это главное повторяется 2-3 раза под разными углами;
  • Этого «главного» не много — 3-4 тезиса;
  • Она интересна и увлекательна;
  • Она помогает понять отчет о прибылях и баланс, высвечивая в нем самое существенное;
  • Она составлена честно;
  • В ней отсутствуют ошибки и несовпадения;
  • Дизайн профессионален — все легко читается, понятно и красиво;
  • Визуальные образы и анимация функциональны, т.е. подчеркивают факты и цифры, а не красуются сами по себе;
  • Она не длиннее 15-ти минут;
  • Она работает на успех мероприятия.

Важно.  

Было бы наивно думать, что презентация, насколько бы замечательной она не была, даст пытливому уму инвестора ответы на все вопросы. В лучшем случае — она заинтересует, вызовет положительные эмоции, и направит  интерес в выгодном для Компании ключе.  Сам же интерес необходимо удовлеторить предоставлением всех необходимых материалов (годовой отчет, аналитический отчет) в печатной форме. Со всеми цифрами, с подробным разъяснением затронутых в презентации тем. Только сочетание хорошей презентации и доступности всех цифр и документов вызывает доверие и уважение инвестора.

Андрей Скворцов,
Директор компании «Меркатор»


Ctrl Предыдущая статьяСледующая статья CtrlОглавление

Услуги
Рецензии
Примеры презентаций для road-show
К первой странице | Карта сайта | | Новости | О компании | Опыт | Контактная информация